• Сб. Апр 27th, 2024

Пружанская районная библиотека им. М.Засима

ГУК "Пружанская централизованная библиотечная система"

Навінкі літаратурна-мастацкіх часопісаў за перыяд ліпень 2022  — ліпень 2023 года

У бібліяграфічны бюлетэнь уключаны творы, якія друкаваліся ў беларускіх літаратурна-мастацкіх часопісах («Полымя», «Маладосць», «Неман»)  уключаны таксама творы з расійскіх літаратурна-мастацкіх часопісаў («Наш современник») за перыяд ліпень 2022  — ліпень 2023 года. Матэрыялы  размешчаны у алфавітным парадку аўтараў. Да твораў дадзены кароткія анатацыі. Усе выданні маюцца ў чытальнай зале Пружанскай  ЦРБ імя М. Засіма.

Агляды падрыхтаваны з дапамогай рэсурсаў інтэрнэт, матэрыялаў з перыядычных выданняў і асабістых уражанняў ад прачытанага.

 

Навінкі беларускіх літаратурна-мастацкіх часопісаў.

Бараноўскі, М. А. Як многа яшчэ распавесці : вершы / Міхаіл Бараноўскі // Полымя. — 2023. — № 1. — С. 61—62.
Кожны чалавек – гэта асобны свет, са сваімі думкамі, страхамі, марамі і надзеямі. І ва ўсіх рознае напаўненне. Напрыклад, хтосьці зусім не марыць, таму сэрца яго будзе напоўнена страхам і болем. А іншыя жывуць толькі малітвамі і снамі.

Душа лірічнага героя вершаў Максіма Бараноўскага баліць. Адчуваецца, быццам ён застаўся адзін ва ўсім свеце. Пад яго нагамі голая зямля, а ў паветры вясна, якая прыйшла прынесці не сонца і надзею, а холодны вецер і хаос.

Вобразы раскіданага гнязда, развітальныя матывы, знікненне апошняга, што дазваляла застацца ў гэтай рэальнасці, – роднага голасу – малюе чытачу асаблівую карціну светаадчування героя. Прастора, у якой ён існуе, шырокая і плоская. Іншым можа здавацца, што гэта дазваленне быць кім хочацца, выбіраць любы шлях, але для героя гэта самы вялікі праклён. Ён ведае, што шмат свабоды можа прывесці да страшных наступстваў. Час не мае значэння. Кожны вечар герой не ведае, што рабіў сёння, учора. Дні зліліся ў адзін. І ніколі яго не пакідае адчуванне, што заўтра ніколі не наступіць. Ён існуе толькі ў гэты самы момант, калі раскрывае нам душу і дзеліцца сваімі думкамі.

Ці існаванне гэта? Калі на вуліцы заўсёды поўная цішыня, як перад дажджом, які ўсё ніяк не пачнецца. Калі няма любві, а каханне прыносіць толькі боль і расчараванне. Калі ты змірыўся, страціўшы апошнюю надзею, і просішь не святла за акном, а сілы, каб не страшна было глядзець у цемру вуліцы. Мы па-рознаму адчуваем жыццё, спраўляемся з усімі цяжкасцямі, але часам уставаць раніцай становіцца цяжэй. У такія моманты выразіць увесь боль дапамагае мастацтва з яго вобразамі і метафарамі. Дазнацца пра пакуты лірічнага героя Максіма Бараноўскага праз матэрыяльнае можна ў часопісе “Полымя”.

Бычков, А. Дело №… : документально-публицистическая повесть / Алексей Бычков // Неман. — 2022. — № 9. — С. 94—119.

В 2005 году в гомельской исправительной колонии развернулась программа «Театр в тюрьме», предложенная шведским актёром, режиссёром и драматургом Йоном Йонсоном. Целый год актёр Гомельского областного драматического театра Алексей Бычков работал как режиссёр, выпуская спектакль по пьесе французского драматурга Робера Тома «Восемь любящих женщин». Исполнительницами ролей стали женщины, осуждённые за тяжкие преступления и отбывающие наказание в исправительной колонии №4.

Документально-публицистическая повесть Алексея Бычкова содержит рассказы о работе над спектаклем, премьере и выступлениях на гомельской и столичной сценах, выдержки из газет и теленовостей с отзывами на постановку, а также – самое ценное – письма актрис, исполнивших главные роли.

Можно по-разному относиться к этим женщинам и их труду. Осуждать за содеянные преступления и снисходительно оценивать выдающуюся игру; или отделять автора от творения и писать хвалебные отзывы исключительно о действе на сцене; или проявить милосердие и перед каменной стеной осуждения, подобно Иисусу, напомнить критикующим, что все мы, в общем-то, не без греха. Какой бы путь ни был избран, нельзя не согласиться, что акт искусства (и именно в значении обнажения человеческой души с последующим катарсисом) состоялся.

Актрисы признаются в письмах, приведённых на страницах повести, что театр подарил им надежду. Он сделал их свободными от страшной рутины тёмных камер и озлобленных душ, населяющих тюрьму. Пару часов несколько раз в неделю они выражали всю накопленную боль словами других и не чувствовали одиночество. Ощущали, что их собственная история может быть рассказана и, наконец, услышана. Приобретённый социальный статус «осужденная», «заключённая» на сцене больше не имел значения. В те часы можно было притворяться кем-то другим и верить, что искусство спасёт тебя от вечной мерзлоты исправительной колонии.

Гальперович, Н. Я. Город : повесть / Наум Гальперович ; пер. с бел. Олега Пушкина // Неман. — 2023. — № 3. — С. 3—16.

Трогательная история о поисках дома, взрослении и величии Полоцка.

В глазах ребёнка, родившегося в небольшом посёлке, город отражается волшебным неизведанным миром. Его увлекает каждая деталь: запах свежего асфальта, шорох шин по мостовой, ровные ряды каштанов, тихая набережная.

Мы, городские жители, привыкшие к быстрому темпу жизни, бессчётному количеству машин и переполненному общественному транспорту, часто забываем, какое величие бетонных и кирпичных построек окружает нас. Насколько пугающим и одновременно увлекающим этот пейзаж может казаться человеку, привыкшему к простору полей.

Повесть Наума Гальперовича погружает нас в мир маленького мальчика, только начинающего познавать окружающий мир. Почему бабушка разговаривает с акцентом, кто такие евреи, что скрывается за страшными словами Вторая мировая. По ходу повествования мальчик становится юношей, который теперь может самостоятельно путешествовать и исследовать большие города, не теряя детской непосредственности и возможности удивляться. Но не только история взросления мальчика выходит на первый план произведения. Параллельно трансформации героя расцвета достигает окружающее его пространство. Полоцк, ставший ему таким родным и любимым, восстанавливает своё богатое прошлое. В нём появляется памятник Скорине, одна из центральных улиц начинает носить имя своей главной заступницы и просветительницы – Евфросинии Полоцкой. Чем больше и богаче становится город, тем быстрее взрослеет герой, понимая, что казавшийся раньше огромным Полоцк, оказывается с каждым годом теснее и провинциальнее, а значит, пора ехать дальше и покорять Минск, Ленинград, Москву. И будучи уже взрослым, прогулявшись по улицам Милана и Пекина, Копенгагена и Шанхая, он будет скучать по родному Полоцку и мечтать вернуться именно туда.

Глобус, А. Аўтапартрэт з усмешкай : словы пра самога сябе / Адам Глобус // Полымя. — 2022. — № 10. — С. 80—87.

Адам Глобус – вядомы сучасны беларускі пісьменнік, мастак, выдавец. Калі вы адкроеце «Полымя» на старонках з творчасцю Адама Глобуса, то знойдзеце невялічкія нататкі на зусім розныя тэмы. «Воспа», «Саборы», «Смерць і цікаўнасць». Здаецца, што аўтар доўгі час запісваў свае думкі і разважанні, каб аднойчы сабраць іх ў адзіны сборнік.

Яшчэ у дзяцінстве прышчэпка воспы пашкодзіла аўтару правае вока. Фатальны недахоп, які павінен быў перакрэсліць шлях да творчасці, зрабіў аўтара толькі мацнее. Неабходнасць напружацца, как разглядзець увесь свет, дапамагла захоўваць кожны, нават самы маленькі аб’ект рэчаіснаці. Па гэтай жа прычыне чытач можа адчуваць, што Адам Глобус у сваіх творах выступае ў першую чаргу як мастак. Фарбы, якімі ён малюе вобразы, не могуць пакінуць абыякавым нікога.

Адна з тэм, якую аўтар развівае ў некалькіх нататках, – гэта вера. Так, на думку Адама Глобуса, шчыра верыць у Бога толькі той, хто робіць гэта моўчкі, інтымна. Бо узаемаадносіны паміж Стваральнікам і чалавекам – сакральны саюз, дзе не павінен стаяць нехта трэці.

Аўтар шчыра распавядае пра свае пачуцці. Піша, як змяняяецца яго погляд на многія рэчы, калі с кожным годам ён становіцца больш дарослым. Як усё, што раней здзіўляла, зараз здаецца звычайным. Як усё, што здавалася новым і арыгынальным, на сам рэч ужо даўно было прыдумана і існавала, толькі называлася іншымі словамі. Разважае, што, калі даходзішь да такіх разуменняў, больш пачынаешь шанаваць штодзённасць і маленькія радасці.

Дзеліцца Адам Глобус і лекамі ад дрэннага настрою. Аўтар кажа, што смех і слёзы заўсёды будуць ісці побач. Нам застаецца толькі выбіраць: пачаць раніцу з усмешкі ці з горкіх слёз. Здаецца, што у тыя часы, калі няма сіл, каб нават падняцца з ложка, адзінае, што можа спасці, – гэта шырока ўсміхнуцца, расцягваючы рот да самых вушэй. Пакуль усё здаецца аднакратным, нетрывалым, калі свет стаіць на парозе катастрофы, ёсць тое, што вечна. І гэта – Любоў.

 

 Дудзюк, З. І. Сыны Рарога : раман / Зінаіда Дудзюк // Маладосць. — 2023. — № 4. — С. 28—56 ; 2023. — № 5. — С. 36—66 ; 2023. — № 7. — С. 40—68.

Гістарычны раман захоплівае сваёй заглыбленасцю ў даўніну, вераваннямі, міфалогіяй.

У аснову твора леглі падзеі, связаныя са старажытнымі заходнеславянскімі плямёнамі палабаў, а дакладней, рарогаў-абадрытаў. Пісьменніца пераносіць нас на берагі ракі Лабы (Эльбы) у канец 8 — пачатак 9 стагоддзя ў часы панавання ў Еўропе Карла Вялікага. Аўтарка прыцягвае постаці сапраўдных гістарычных асоб, напрыклад, славянскага князя Дражкі, прадстаўнікоў яго сям’і — братоў Славаміра і сына Чаладрага, імператара франкаў Карла (Вялікага), яго сыноў Карла малодшага і Піпіна, папы Льва 3 і многіх іншых. У творы выяўляюцца норавы плямёнаў і народаў, відавочна, па сведчаннях сапраўдных крыніц, якія пісьменніца вывучала дасканала ды прапануе звярнуцца да іх цікаўнаму чытачу.

Твор адлюстроўвае палітычныя перыпетыі, супрацьстаянне хрысціянскага і язычніцкага, змаганне за панаванне на зямлі. Па-мастацку паказаны і ўнутраныя стасункі ў сем’ях, у плямёнах і княствах, міжусобіцы, хітрасць, двуручнасць і несправядлівасць, а побач узаемапавага, мудрасць, мужнасць і высакароднасць.

 

 Каленік, Т. Р. Каб не спыніўся рух : вершы / Таццяна Каленік // Полымя. — 2023. — № 3. — С. 33—36.

Таццяна Каленік – таленавітая мастачка тых тонкіх матэрый і адчуванняў, з якіх складаецца чалавечая свядомасць. Нягледзячы на тое, што настрой вершаў песімістычны (адчуванне кайданаў на нагах, немагчымасць дыхаць, верыць, раскрыць крылы), прыгажосць і дакладнасць вобразаў і метафар, якія выкарытоўвае аўтарка, трапляюць у самае сэрца, і чытачу павінен нейкі час ў цішыне, каб усвядоміць напісанае.

Чытанне такой паэзіі ахутвае сэрца шчымлівай тугой, ад якой хочацца хутчэй пазбавіцца. Але з другога боку яно ж паказвае, што ты не адзін у сваім болю, што нехта іншы перажывае тыя ж самыя эмоціі, і з гэтым прыходзіць тое самае доўгачаканае вызваленне.

Калько, Н. Полесские истории : новеллы / Николай Калько // Неман. — 2022. — № 12. — С. 98—102.
Для сочинительства необходимы несколько вещей: компьютер или листок бумаги с ручкой, понимание примерной структуры и содержания, но главное – это намерение. Намерением Николая Калько было рассказать о жизни Полесья, а вдохновением стали, конечно же, люди. Добрые, смешные, трагичные. Доверие к миру позволяет им рассказать свои истории. Одни вызовут улыбку, другие воскресят в голове небольшой деревянный домишко со скрипящими половицами прямиком из детства. В новеллах нашлось место любви, историям о работе в милиции, о взаимопомощи соседей. Автор представляет читателю сборку повседневности, где главным мотивом выступает искренность. Важно отметить и то, что писатель не ставит перед собой задачу выбелить земляков, показав их жизнь только с положительной стороны. В «Полесских историях» есть рассказы и о воровстве, и о предательстве, но лишение материального не ощущается трагически. Жизнь продолжается, оказываясь слиянием плохого и хорошего в равных степенях.

Баланс по каким-то неведомым причинам всё ещё существует, а Николай Калько своей прозой, намеренно или нет, даёт ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Он в людях, в их историях, в слезах и в искреннем, заразительном смехе.

 

Кожедуб, А. Сара; Три столицы; Поезд из Леселидзе : три рассказа / Алесь Кожедуб // Неман. — 2023. — № 1. — С. 73—85.

В прозе Алеся Кожедуба женщины уникальны. Они – носительницы тайн мироздания, тонкие психологи, способные читать мысли и улавливать малейшие изменения в настроении окружающих. Все героини разные, но при прочтении вырисовывается образ понимания автором женской натуры. Он восхищается ими, не боясь высказывать искренний восторг и смиренное принятие, что никогда не найдёт ответ на загадку о сущности женской души и источнике её нескончаемой внутренней силы и мудрости.

Интересен в рассказах и национальный колорит. Автор отправляет своего героя, и читателя вместе с ним, в путешествие по Армении. Позволяет прогуляться по древним городам и старинным монастырям, посетить музеи Сарьяна и Параджанова и почувствовать сквозь шелест страниц аромат известной на весь мир национальной армянской кухни.

В рассказе «Поезд из Леселиндзе» читатель знакомится с проводником ереванского поезда. Он не может вернуться домой и вынужден вечно колесить по чужой стране. Но даже такая физическая отдалённость от родины не способна отрешить его от любимой земли. Он выступает хранителем армянских традиций и искренне посвящает в них героя, что не может не увлекать читателя.

Рассказы Алеся Кожедуба объединяет динамизм. В них герои находятся в постоянном движении. Будь то путешествие по архаичной Армении, или поездка в столицу на тесном сельском автобусе, или размеренный шум колёс поезда. И это не просто перемещение из одной точки в другую. Это движение самой жизни. Непрекращающееся, неожиданное и всегда пугающе увлекательное.

 Котляров, И. У поэта — иные права : стихи / Изяслав Котляров // Неман. — 2022. — № 10. — С. 80—84.

Творчество Изяслава Котлярова – это поэзия рассуждения. О предназначении и судьбе поэта, земном существовании, немного о Боге и, конечно, о любви. Они переплетаются друг с другом из стихотворения в стихотворение, создавая полотно холодных оттенков.

Спутники жизни героя Котлярова – отчуждение и одиночество, которое воспринимается, как «незаметное исчезновение в себя». Любовь, описываемая автором, – это не первое незабываемое чувство. Это совместный долгий путь, тяжёлый труд и «угрюмая тяжесть», набрасываемая судьбой.

Земной божественный свет, который так будоражит умы поэтов, у Котлярова обязательно погаснет, от этого не спастись. И даже при внешнем благополучии, «всё на свете не то и не так». Для передачи трагического мироощущения героя автор использует выразительный оксюморон «холод тепла». Тепло недоступно герою, а вместе с ним и радость, и добро, и любовь. Герой не борется. Смиренно существует, ощущая «даже в радости только угрюмость».

Хоть в заключении и произносит, что «хотелось бы жизнь ощущать» во всей её полноте, но глаза отражают лишь пустоту. От молодого юноши с жадным, предвкушающим долгую счастливую жизнь взглядом, в настоящем не осталось и следа.

Покорный, сумрачный и тихий. Так герой Котлярова описывает себя читателю. И таким рисуется на протяжении всех стихотворений, представленных в выпуске. Кто-то скажет, что чересчур веет безнадёжностью и перелистнёт страницу, лишь бы не погружаться в тоску, кто-то увидит в этом потерявшемся мечтателе себя. Какие бы эмоции ни вызывала поэзия Изяслава Котлярова, хочется верить, что в это холодное, серое полотно переживаемых чувств однажды будет вплетена золотая нить надежды и любви.

Латышкевіч, М. Ю. Сямейны чамаданчык : апавяданне / Маргарыта Латышкевіч // Полымя. — 2022. — № 11. — С. 68—82.

Маргарыта Латышкевіч скончыла філалагічны факультэт БДУ. Працавала ў часопісах «Маладосць», «Бярозка». Аўтарка кнігі вершаў «Пульс навальніц», кніг прозы «Яблыкі» і інш. Лаўрэатка Нацыянальнай літаратурнай прэміі (2017).

Калі героі Тарантына ў адной са стужак адкрываюць чамадан, іх твары асвятляюцца магічным жоўтым святлом. Што ўнутры – не вядома. Фанаты рэжысёра прапаноўваюць розныя тэорыі ужо 28 год, але да гэтага часу ніхто так і не дазнаўся.

У сям’і галоўнай гераіні апавядання таксама ёсць незвычайны чамаданчык. Яго змесціва – назапшаваны скарб некалькіх пакаленняў. Дзіўнаватыя шалі з дробнымі грузікамі, пластыкавая канструкцыя, каб падагрэць дзіцячыя бутылечкі, бабулін парык, які яна ніколі не насіла, але ўсё ж такі захавала, россып чорна-белых фотаздымкаў. Па іх добра бачна, што адбываецца, калі дзесьці, за межамі нашага быцця, маленькая дзяўчынка Генетыка дастае сваю папяровую барбі, раскрывае блакітны пульхны альбом з папяровым вушамі, вачамі, ілбамі, насамі – і пачынае сваю гульню. Таму калі галоўная гераіня завітала ў родную вёску сваёй бабулі, жыхары адразу вызначылі «чыя яна».

Майстэрства аўтаркі ў фарміраванні герояў адлюстроўваецца ў дэталях. Так, напрыклад, можна звярнуць увагу на апісанне рук. Бабуліны, па ўспамінах дарослай дзяўчыны, заўсёды поўніліся цукеркамі, ягадамі, арэхамі. Дзедавы былі жылістыя, працавітыя, грубыя ад мазалёў, але тыя ж рукі і шкадавалі, прыцісківалі да сябе, супакойвалі.

Такім чынам, знікае неабходнасць выкарыстоўваць грувасткія апісанні і праз акцэнтаванне на вобразе рук можна перадаць характар герояў, іх адносіны да гераіні.

«Сямейны чамаданчык» – гэта апавяданне пра пачуцці маленькай дзяўчыны, якая існуе ў прасторы дарослых. Яна практычна незаўважная для іх, але адчувае віну за кожную сварку за зачыненымі дзвярамі. Але крык для гераіні яшчэ не самае жахлівае.

Цішыня – вось, што атручвае паветра ў кожным пакоі кватэры. Ніколі гераіня не адчувала такую адзіноту, як ў той час, калі бацькі былі дома, але не размаўлялі адзін з іншым. Здавалася, што яна засталася зусім адна на гэтым свеце і што пакутам яе не будзе канца.

Марчук, Г. Теплый дождь : роман / Георгий Марчук // Неман. — 2022. — № 10. — С. 85—105 ; 2022. — № 11. — С. 66—95.

Главный персонаж романа «Теплый дождь» — художник Петр Кравчук — типичный представитель творческой интеллигенции. Человек, потерявший интерес к профессии, в поисках собственного пути в искусстве переживает глубокий душевный кризис. Однако любимая женщина, поддержка единомышленников помогают подняться с колен, чтобы преодолеть испытания судьбы.

 

Полеес, Е. Д. В небесах мои корни : эссе / Елизавета Полеес // Неман. 2022. — № 11. — С. 102—107.

Елизавета Полеес – поэтесса, переводчица. Родилась в 1947 году в Могилёве. Окончила филологический факультет БГУ. Автор нескольких поэтических сборников.

«Я – листок, всего лишь маленький и слабый листок некогда большого семейного дерева, корни которого давно прячутся в земле…». Так начинает эссе Елизавета Давыдовна. Это ещё одна история о детстве. Ведь как утверждают психологи, детские воспоминания формируют восприятие мира взрослого человека.

Маленькой девочкой писательница жаждала узнать каждую подробность истории своей семьи, но всякий раз попытки добраться до собственных корней рушились об упорное молчание отца и отрицание матери.

Невозможно ощущать себя частью родной культуры, когда единственное, что у тебя от неё есть – это несколько оставшихся в памяти матери букв идиша и пара ироничных песен.

Боль пережитой войны железным занавесом всегда стояла между юной Елизаветой Давыдовной и доверительными отношениями с родителями. Отец, потеряв всю семью, с возрастом так и не смог смириться с горечью утраты, что сделало его немногословным. Мать не находила слов выразить те ужасы, что им пришлось пережить, да и детям, как она полагала, это было ни к чему. Автору пришлось собирать себя по крупицам самостоятельно.

Спустя годы, уже будучи взрослой, Елизавета Полеес продолжает искать ответы на многие вопросы, поднимая глаза к небу в надежде, что именно там скрыт ключ к истокам её происхождения.

 

Сідарэйка, А. З чыстага аркуша : навагоднія навелы-гісторыі / Андрэй Сідарэйка // Маладосць. — 2023. — № 12. — С. 3—17.

Андрэй Сідарэнка ў прадстаўленых навелах раскрывае тэму ўзаемаадносін паміж мужам і жонкай. Гэта шчырыя гісторыі жыцця, у якіх кожны зможа знайсці частку сябе.

Новы год – новае жыццё. Колькі разоў кожны з нас казаў гэтыя словы, спадзеючыся, што штосьці зменіцца. У адных атрымліваецца, у іншых не. Ёсць тыя, хто нават і не спрабуе пачаць рабіць хоць нешта, каб атрымаць жаданае.

Галоўны герой навелы Андрэя Сідарэнкі быў адным з тых, хто вырашыў стрымаць слова. Аднойчы ён паабяцаў жонцы, што знойдзе хобі. Ёй было непрыемна, што ўсе іх знаёмыя нечым цікавяцца, нават яна запісалася на класічныя танцы, а яго сфера інтарэсаў распаўсюджваецца толькі на камп’ютарныя гульні. Аказалася, што знайсці нешта, што будзе шчыра займаць цябе, справа цяжкая. Ён спрабаваў хадзіць на шахматы, бегаць, пісаць вершы і прозу, але шахматыстаў цікавілі не столькі чорна-белыя фігуры, а колькі магчымасць збегчы ад жонкі на некалькі часоў. Вялікага спартсмена з яго таксама не атрымалася.

Другое апавяданне – пра мужа і жонку, якія вырашылі стаць вегетарыянцамі. На словах гэта так і было, але кожны працягваў есці мяса, калі не бачыў іншы.

 

Новинки российских литературно-художественных журналов.

 

Лагутин, Д. Светом и прохладой : рассказы / Дмитрий Лагутин // Наш современник. — 2022. — № 12. — С. 70—83.

Проза Дмитрия Лагутина работает на погружение. Если главная героиня убегает из дома, то на улице впервые за долгое время страшный снегопад, где метель сбивает с ног, а острые снежинки впиваются в каждый открытый участок тела, будто насмехаясь над импульсивным решением. Она бежит, не разбирая дороги, только бы скорее добраться до родительского дома. Машина мужа, подобно хищнику, выныривает из тёмных поворотов, отрезая путь, но она продолжает бежать. В этот момент побег – единственное, что героиня может контролировать. Пока она бежит, никто не может убедить повернуть обратно, а значит останавливаться нельзя.

Каждому однажды необходимо совершить побег. От серой реальности, от гиперопекающих родителей, от нелюбимого брака. Изменения не наступят, пока мы совершаем одну и ту же последовательность действий, не меняя переменные поступков или реакцию на происходящее. Саша убегает, но в её случае это минутный порыв. Снег остужает обиду, и вот она уже кричит мужу, чтобы скорее поднимался в родительскую квартиру. Героиня ведь знала, что он быстро найдёт её там и позволила этому произойти.

Бунт ради бунта. В духе заветов Эпиктета, когда нас радует не сама вещь, а представление о ней. Побег не изменит жизнь на 180, но напомнит, что девушка всё ещё здесь и держит хоть что-то под контролем.

Другой рассказ снова же описательным путём погружает в размеренный покой повседневности. В нём внутренняя гармония главного героя – рычаг для трансформации внешнего. Москва, обыкновенно изображаемая пыльной, давящей, в рассказе – светлая, прохладная. Авторским эпитетом акварельная рисуется широкое, немного сонное пространство. Оно обволакивает умиротворением и позволяет герою дышать полной грудью.

Удивительно, как в пространстве рабочего семинара или многолюдной Москвы одиночество не тяготит героя. Счастье рассказа проявляется в малом, но от этого не уменьшает своей значимости. Улыбка незнакомки в метро, запах ладана, бег пожухлых листьев. И даже то, что камера телефона не способна запечатлеть закат за окном. Пускай он останется только здесь, в этот момент, ускользающим воспоминанием в переполненной памяти.

 

Лиханов, Д. Обрубок : рассказ / Дмитрий Лиханов // Наш современник. — 2022. — № 10. — С. 196—201.

Дмитрий Лиханов – журналист, прозаик. Окончил факультет журналистики МГУ, работал в газетах «Советская Россия», «Совершенно секретно», журнале «Огонёк». Автор повести «Прощай, Сирокко!», сборника новелл «Idee Fixe», сборника журналистстких расследований «Жанры жизни» и др.

Образ Мирового Древа в мировой культуре является архитепичным. В скандинавской мифологии его называют Иггдрасиль, в традиции тюркских народов – это Байтерек. В представлениях древних славян оно располагается на острове Буяне на Алатырь-камне, который является и центром мироздания, соединяющим Небо, Землю и Загробный мир. Пока оно стоит, существуем и мы.

В рассказе Дмитрия Лиханова центром мира является небольшая липа. Она появилась в те времена, «когда, казалось, и солнце было ярче, и жирнее земля, и влага у корней – слаще». Автор использует приём персонификации, с целью наделить главную героиню мыслями и чувствами, представить читателю повседневность с точки зрения природы.

Ежедневно мимо липы проносятся люди, оставляя за собой мусор и едкий горький запах автомобильного топлива. В её корнях находят дом животные. Весной вьют гнёзда жаворонки, а зимой – прилетают отдохнуть снегири.

Когда началась война, она стала молчаливой свидетельницей человеческих страданий и бессчетных смертей. Её оглушали снаряды, пока однажды окончательно не разорвали на части. И без того хрупкое дерево превратилось в обрубок, опаленный войной. Липовый сок сочился из каждой поломанной ветви, и не было конца ужасу, страху и багровому пламени проливающейся крови.

Вторым основополагающим образом мировой культуры, важным для анализа произведения, становится вечный круговорот жизни. Использует этот образ и Дмитрий Лиханов. Он не ставит точку на смерти главной героини. Колесо жизни продолжает свой ход, и на единственной оставшейся ветви Мирового Древа распускается липовый цвет. Ещё вчера на этой искалеченной земле, прислонившись к хлипкому стволу, умирал солдат, а сегодня началась новая жизнь. И невозможно представить смерть липы, ведь пока она стоит и пока на ней распускаются цветы, а по жилам течёт сладкий сок, будем жить и мы.

О войне человеком было сказано уже многое. Увидеть её глазами небольшого деревца, одного из тысячи, при этом неповторимо-уникального, можно благодаря рассказу Дмитрия Лиханова «Обрубок».

Романова-Сегень, Н. В. Великий стряпчий : роман / Наталья Романова-Сегень // Наш современник. — 2022. — № 10. — С. 59—117 ; 2022. — № 11. — С. 50—100 ; № 12. — С. 8—66.

Психологический роман о судьбе человека, который научился легко перешагивать через других людей, а в итоге перешагнувшего через самого себя, и головокружительная карьера рухнула в одночасье.

Главный герой романа – талантливый, успешный адвокат Борис Рогачёв. В России в XIX веке чиновников по судебному надзоруназывали«стряпчими». Знакомясь с детством Бориса, мы знакомимся и с его семьёй, его окружением. Он рос общим любимцем, «поцелованным удачей», для многихбыл кумиром, его любили одноклассники, ценили коллеги за его трудолюбие. Хотя некоторые замечали, что Борис не самый лучший человек, но с ним было интересно. На него заглядывались девушки.

Казалось, что удача всегда будет с ним, но с каждым годом он все меньше думает об окружающих людях, а всё больше о своих корыстных выгодах. Быть талантливым, интересным, не значит быть ЧЕЛОВЕКОМ. В итоге – успешная, головокружительная карьера, благополучие и его личная жизнь пошла под откос.

 

Сегень А. Волшебный фонарь : роман // Наш современник. – 2023. – № 1. – С. 18-87. (Продолжение № 2, 3).

Александр Юрьевич Сегень писатель, сценарист, доцент Литературного института, в котором преподаёт с 1998 года. Автор многих романов и повестей. Темы его произведений очень разнообразны: от истории до проблем современного времени.

Время действия романа – 1925 год. Несмотря на то, что недавно закончилась гражданская война, разруха, но в молодом Советском государстве население тянется ко всему необычному и очень интересуется новым видом искусства – кинематографом. Глава государства, Иосиф Виссарионович Сталин, приходит к выводу, что кино — одно из самых действенных орудий пропаганды, если не самое главное. Курируя новую индустрию культуры, он становится поистине главным зрителем СССР. И от его решения зависит: пойдет в прокат, «в народ» тот или иной фильм, или нет. Перед читателями романа предстают такие великие личности как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Сергей Герасимов, многие замечательные актёры, сам нарком кино Борис Шумяцкий. Среди персонажей и трагическая фигура жены Сталина Надежды Аллилуевой, дети вождя Светлана и Василий. Но главными героями являются удивительные личности: киномеханик Александр Ганьшин и экономка Ближней дачи Валентина Истомина, которые вместе со своим хозяином создают тайное общество «Волшебный фонарь» и от их мнения очень многое зависит.

 

Убогий Ю. Молодая луна : повесть // Наш современник. – 2023. – № 1. – С. 88-123.

Ещё один интересный автор – Юрий Убогий. Он очень хорошо знаком читателям журнала «Наш современник». Представил свою новую повесть «Молодая луна». Произведение посвящено жизни студентов-медиков Воронежского мед. Института. Автор описывает жизнь, которая знакома многим и многим, особенно тем, кто был студентом в это время. Студенческое время для всех было одинаковым. Это и о поездке первокурсников в колхоз на уборку урожая, о трудной учебе и практике, и, конечно, о любви и дружбе. Повесть возвращает взрослых читателей в их юность, а для молодых будет интересно узнать о том, как учились и отдыхали студенты в 80-е годы XX века.

 

Складальнік: бібліёграф Казлоўская Н.А.

 

Поделиться новостью: