Пружанская районная библиотека им. М.Засима

ГУК "Пружанская централизованная библиотечная система"

Правовая игра «Знатоки Конституции»

Скачать здесь

Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Знаете ли вы, какой праздник мы отмечаем в нашей стране 15 марта? (ребята отвечают)

Верно, День Конституции Республики Беларусь. А кто скажет, что это за документ и зачем он нужен? (ребята отвечают)

Вед.2. Правильно, Конституция Республики Беларусь – это основной закон нашей страны, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы, и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Вед.1. А когда Конституция была принята в нашей стране? (ребята отвечают) Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года. Она впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права. Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти предусмотрена должность Президента Республики Беларусь.

Вед.2. Насколько хорошо вы знаете основной закон нашей страны, как вы думаете? (ребята отвечают) Сегодня мы проверим ваши знания и узнаем, кто же на самом деле является знатоком Конституции. Разделитесь на две команды. Выберите капитана и придумайте название своей команды.

/ видеоролик «День Конституции Республики Беларусь» (ТРК Брест, 2023)/

Вед.1. Готовы? Представьте свои команды (команды представляются). Ваши знания сегодня будет оценивать жюри в составе… (ведущая представляет жюри) Отлично! Все готовы, приступаем к состязанию.

Вед.2. В конкурсе «Верно ли, что…» вы будете отвечать на вопросы с помощью карточек «да» или «нет». Мы зачитываем вопрос, на обдумывание которого даётся 10 секунд. По истечении этого времени капитаны поднимают одну из карточек с вариантом ответа. За верный ответ команда получает один балл.

Вед.1. Вопрос команде №1.

  1. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и юридическую (Нет. На законодательную, исполнительную и судебную).

Вопрос команде №2.

  1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь (Да).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. Территория Беларуси едина и неотчуждаема (Да).

Вопрос команде №2.

  1. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства на территории Беларуси, но не за её пределами (Нет. И за её пределами).

Вед.1. Вопрос команде №1.

  1. Собственность может быть государственной и частной (Да).

Вопрос команде №2.

  1. Республика Беларусь не может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (Нет. Может).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. Религии и вероисповедания неравны перед законом (Нет. Равны).

Вопрос команде №2.

  1. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь (Да).

Вед.1. Вопрос команде №1.

  1. Государственным языком в Республике Беларусь является белорусский (Нет. И русский).

Вопрос команде №2.

  1. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются её Государственный флаг и Государственный гимн (Нет. Ещё Государственный герб).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. Государство неответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (Нет. Ответственно).

Вопрос команде №2.

  1. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений (Да).

Вед.1. В следующем конкурсе «Если видишь на картине…» мы с вами прикоснёмся к прекрасному – поговорим об изобразительном искусстве. Но любоваться шедеврами вы будете не просто так, а с точки зрения права. Вам нужно определить, какие права человека нарушаются в этой картине. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За верный ответ команда получает один балл (показываются картины и команды отвечают).

  1. «Неравный брак» В.В. Пукирёв (по отношению к невесте нарушено её право на добровольной основе вступать в брак и создавать семью);
  2. «Тройка» В.Г. Перов (ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию);
  3. «Боярыня Морозова» В.И. Суриков (каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию, не запрещённую законом);
  4. «Наказание сплетницы» Сальвадор Диас Игнасио Руис де Олано (каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь);
  5. «У дверей школы» Н.П. Богданов-Бельский (каждый имеет право на образование);
  6. «Нищие певцы» В.М. Васнецов (каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий);
  7. «Несение креста» Роберт Лейнвебер (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию);
  8. «Христос и грешница» В. Поленов (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда).

Вед.2. А сейчас мы узнаем насколько хорошо вы знаете термины, которые встречаются в Конституции Республики Беларусь. Каждая команда получит «Правовой кроссворд», на отгадывание которого даётся три минуты. За каждое отгаданное слово команда получит один балл. Готовы? Начинаем (команды отгадывают кроссворд за отведённое время)

 

К а н д и д а т
г О с у д а р с т в о
з а к о Н
п р и С я г а
с о б с Т в е н н о с т ь
г р а ж д а н И н
д е п у Т а т
п р о к У р о р
Ц е н з
м о б и л и з а ц И я
д е м о к р а т и Я

 

Вопросы кроссворда.

  1. Человек, предназначенный к избранию, назначению или приему куда-нибудь.
  2. Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории.
  3. В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством.
  4. Официальное и торжественное обещание (клятва) в верности.
  5. Правовое отношение между тем или иным лицом и вещью.
  6. Подданный какого-нибудь государства.
  7. Лицо, избираемое народом или сословием в качестве своего представителя на различных собраниях, для переговоров или общественных дел, член законодательного собрания, представитель.
  8. Судебное лицо, наблюдающее за верным применением и точным исполнением законов и за правильностью решений.
  9. Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав.
  10. Приведение армии из мирного положения в военное.
  11. Форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений.

Вед.1. Время вышло! Отдайте свои кроссворды жюри, они проверят их. Ребята, а насколько кроссворд показался вам сложным? (ребята отвечают) Возможно из-за того, что он написан юридическим языком. А если бы таким языком описывались сюжеты книг, смогли бы вы их узнать? Давайте проверим. В следующем конкурсе «Истории юриста» мы будем по очереди зачитывать вам описания книг, сделанных юристом, а вы должны угадать название этого произведения. За правильный ответ один балл (зачитываются описания книг и команды отвечают).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. С целью сокрытия семи убийств главный герой хранил улики в запертой комнате. Разоблачение преступника произошло благодаря любопытству его восьмой жертвы (Ш. Перро «Синяя борода»).

Вопрос команде №2.

  1. Это история одного преступления. Заказчик на почве личной неприязни вынуждает своего подчинённого с особой жестокостью уничтожить одного из членов собственной семьи. Но преступление не было совершенно по причине жалостливости исполнителя. И тогда злодей решает разделаться с беззащитной жертвой сам А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Вед.1. Вопрос команде №1.

  1. Это история двух детей, один из которых был похищен, увезён в другую страну, заколдован и удерживался взаперти. А второй отправился в полное опасностей путешествие, чтобы отыскать и спасти друга (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»).

Вопрос команде №2.

  1. Эта история о нелёгкой судьбе ребёнка, который жил в приёмной семье. Он подвергался унижениям и нападкам со стороны соседей за то, что что не был похож на окружающих (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. В небольшом уездном городке власть погрязла в коррупции и казнокрадстве. В ожидании проверяющего чиновники совершают фатальную ошибку (Н.В.Гоголь «Ревизор»).

Вопрос команде №2.

  1. В этой книге совершён бартерный обмен. Одна из сторон предоставила экземпляр редкой флоры, а другая – обязалась отплатить его своей жизнью или отправить одного из членов семьи на постоянное проживание в место произрастания растения (С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).

Вед.1. Вопрос команде №1.

  1. В этой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Тот устроил самосуд, причинив «должностному» лицу тяжкие телесные повреждения (А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Вопрос команде №2.

  1. В этом произведении лицо с дурной репутацией под маской милой и обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних, но было разоблачено и наказано (Братья Гримм «Волк и семеро козлят»).

Вед.2. Вопрос команде №1.

  1. В этой истории личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц. И лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно (Ш.Перро «Красная Шапочка»).

Вопрос команде №2.

  1. Однажды двое хитрецов придумали мошенническую схему по отъёму денег у несовершеннолетнего. Когда она не сработала, преступники совершили разбойное нападение, угрожая жизни и здоровью ребёнка (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Вед.1. Отлично! Вы, ребята, очень внимательные и эрудированные. А ещё мы думаем, что вы всегда уважаете права других людей. Вот только, к сожалению, не все это делают. В конкурсе «Разберитесь в ситуации!» будут показываться отрывки из фильмов, в которых нарушается какая-то Статья из Конституции Республики Беларусь. Ваша задача определить какая Статья нарушена. Вам будут даваться три варианта ответа, а ещё посмотрите, на ваших столах лежат Конституции Республики Беларусь, вы можете ими пользоваться. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. Правильный ответ – один балл. Готовы? Тогда внимание на экран (показываются отрывки из фильмов и команды отвечают).

  1. Отрывок из телесериала «Хороший доктор» (2017) (увольнение Шона Мерфи – хирурга с аутизмом).

-Статья 25.

-Статья 31.

-Статья 41 (Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда).

  1. Отрывок из сериала «Слабый герой» (2022) (хулиганы издеваются над главным героем).

-Статья 39.

-Статья 25 (Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам).

-Статья 27.

  1. Отрывок из фильма «Тепло наших тел» (2013) (один день из жизни зомби).

-Статья 34.

-Статья 32.

-Статья 24 (Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств).

  1. Отрывок из трейлера фильма «Там, где раки поют» (2022) (показан несправедливый арест «болотной девочки» Кии Кларк).

-Статья 26 (Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность).

-Статья 34.

-Статья 39.

  1. Отрывок из трейлера фильма «Тёмное наследие» (2020) (девушка Лорен узнаёт, что ей в наследства от отца достаётся бункер, в котором она обнаруживает скованного цепями заросшего и грязного мужчину).

-Статья 23 (Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц).

-Статья 28.

-Статья 44.

  1. Отрывок из фильма «Агора» (2009) (спор представителя христианства и представителя язычества).

-Статья 33.

-Статья 31 (Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом).

-Статья 36.

  1. Отрывок из фильма «Оппенгеймер» (2023) (взрыв атомной бомбы).

-Статья 46 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Республика Беларусь развивает атомную энергетику в мирных целях, обеспечивает безопасность при производстве и использовании атомной энергии).

-Статья 48.

-Статья 54.

Вед.2. Все молодцы! Впереди вас ждёт финальный этап игры «Битва капитанов». Итак, капитаны обоих команд подойдите к нам. Сейчас мы дадим вам листок с пятью юридическими терминами, которое вы должны ничего не говоря показать жестами и мимикой своей команде, а они должны догадаться, что это за термины и назвать их. Готовы? Начинаем. Капитан команды №1 показывает первым, а затем капитан команды №2. И так по очереди, пока не покажите все пять слов. Каждое отгаданное слово – один балл.

(капитаны команд жестами показывают юридические термины, команды отгадывают)

Слова для капитана команды №1.

Судья, преступник, закон, свобода, иск.

Слова для капитана команды №2.

Адвокат, договор, штраф, арест, наследство.

Вед.1. Какие артистичные у нас оказались капитаны. Поздравляем с успешным выполнением этого сложного задания! Ребята, наша правовая игра подошла к концу. Пора подвести итоги и назвать команду победителей (Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги).

/ видеоролик «День Конституции Республики Беларусь» (Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 2023)/

В сегодняшней игре победила команда … (называется команда). Вы показали себя настоящими знатоками Конституции Республики Беларусь. И получаете заслуженную награду. А ваша команда … (называется команда) немножко уступила в знаниях нашим победителям, но вы тоже молодцы! (Награждение команд).

Ребята, вы молодое поколение, будущее нашей страны. Хочется верить в то, что вы станете достойными гражданами Республики Беларусь. Будете соблюдать все законы нашего великого государства, уважать его символы и чтить традиции. Мы верим в вас!

Составитель: зам. директора ГУК «Пружанская ЦБС» Алексеева О.В.

 

Список источников.

  1. Конституция Республики Беларусь : c изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.. — Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. — 77, [2] с.
  2. Лысковец, Е. Правовой калейдоскоп : командная игра для 6-7 классов / Елизавета Лысковец, Диана Сумбатян // Читаем. Учимся. Играем. – 2021. — №4. – С. 54 – 58.
  3. Сараева, С. Чтим традиции, соблюдаем законы : игра / Светлана Сараева // Читаем. Учимся. Играем. – 2019. — №9. – С. 72 – 74.
  4. Черкашина, Е. Академия юных правоведов : квест для 6-8 классов / Елена Черкашина, Ольга Алексеева // Читаем. Учимся. Играем. – 2020. — №3. – С. 76 – 82.
  5. Юридический словарь. — Текст : электронный // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь : [сайт]. – URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/informatsionno-analiticheskiy-resurs-yuridicheskoy-terminologii/.

 

Поделиться новостью: