Вед.1. Добрый день, дорогие друзья! Знаете ли вы, какой праздник мы отмечаем в нашей стране 15 марта? (ребята отвечают)
Верно, День Конституции Республики Беларусь. А кто скажет, что это за документ и зачем он нужен? (ребята отвечают)
Вед.2. Правильно, Конституция Республики Беларусь – это основной закон нашей страны, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы, и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Вед.1. А когда Конституция была принята в нашей стране? (ребята отвечают) Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года. Она впервые в истории белорусской государственности закрепила статус республики как унитарного демократического социального правового государства, установила принципы демократического строя, приоритет прав и свобод человека, главенство международного права. Кроме того, Конституцией впервые в истории страны в системе высших органов государственной власти предусмотрена должность Президента Республики Беларусь.
Вед.2. Насколько хорошо вы знаете основной закон нашей страны, как вы думаете? (ребята отвечают) Сегодня мы проверим ваши знания и узнаем, кто же на самом деле является знатоком Конституции. Разделитесь на две команды. Выберите капитана и придумайте название своей команды.
/ видеоролик «День Конституции Республики Беларусь» (ТРК Брест, 2023)/
Вед.1. Готовы? Представьте свои команды (команды представляются). Ваши знания сегодня будет оценивать жюри в составе… (ведущая представляет жюри) Отлично! Все готовы, приступаем к состязанию.
Вед.2. В конкурсе «Верно ли, что…» вы будете отвечать на вопросы с помощью карточек «да» или «нет». Мы зачитываем вопрос, на обдумывание которого даётся 10 секунд. По истечении этого времени капитаны поднимают одну из карточек с вариантом ответа. За верный ответ команда получает один балл.
Вед.1. Вопрос команде №1.
- Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и юридическую (Нет. На законодательную, исполнительную и судебную).
Вопрос команде №2.
- Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь (Да).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- Территория Беларуси едина и неотчуждаема (Да).
Вопрос команде №2.
- Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства на территории Беларуси, но не за её пределами (Нет. И за её пределами).
Вед.1. Вопрос команде №1.
- Собственность может быть государственной и частной (Да).
Вопрос команде №2.
- Республика Беларусь не может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность (Нет. Может).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- Религии и вероисповедания неравны перед законом (Нет. Равны).
Вопрос команде №2.
- Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь (Да).
Вед.1. Вопрос команде №1.
- Государственным языком в Республике Беларусь является белорусский (Нет. И русский).
Вопрос команде №2.
- Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются её Государственный флаг и Государственный гимн (Нет. Ещё Государственный герб).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- Государство неответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия (Нет. Ответственно).
Вопрос команде №2.
- Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений (Да).
Вед.1. В следующем конкурсе «Если видишь на картине…» мы с вами прикоснёмся к прекрасному – поговорим об изобразительном искусстве. Но любоваться шедеврами вы будете не просто так, а с точки зрения права. Вам нужно определить, какие права человека нарушаются в этой картине. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За верный ответ команда получает один балл (показываются картины и команды отвечают).
- «Неравный брак» В.В. Пукирёв (по отношению к невесте нарушено её право на добровольной основе вступать в брак и создавать семью);
- «Тройка» В.Г. Перов (ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию);
- «Боярыня Морозова» В.И. Суриков (каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию, не запрещённую законом);
- «Наказание сплетницы» Сальвадор Диас Игнасио Руис де Олано (каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его частную жизнь);
- «У дверей школы» Н.П. Богданов-Бельский (каждый имеет право на образование);
- «Нищие певцы» В.М. Васнецов (каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоянное улучшение необходимых для этого условий);
- «Несение креста» Роберт Лейнвебер (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию);
- «Христос и грешница» В. Поленов (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда).
Вед.2. А сейчас мы узнаем насколько хорошо вы знаете термины, которые встречаются в Конституции Республики Беларусь. Каждая команда получит «Правовой кроссворд», на отгадывание которого даётся три минуты. За каждое отгаданное слово команда получит один балл. Готовы? Начинаем (команды отгадывают кроссворд за отведённое время)
К | а | н | д | и | д | а | т | |||||||||||
г | О | с | у | д | а | р | с | т | в | о | ||||||||
з | а | к | о | Н | ||||||||||||||
п | р | и | С | я | г | а | ||||||||||||
с | о | б | с | Т | в | е | н | н | о | с | т | ь | ||||||
г | р | а | ж | д | а | н | И | н | ||||||||||
д | е | п | у | Т | а | т | ||||||||||||
п | р | о | к | У | р | о | р | |||||||||||
Ц | е | н | з | |||||||||||||||
м | о | б | и | л | и | з | а | ц | И | я | ||||||||
д | е | м | о | к | р | а | т | и | Я |
Вопросы кроссворда.
- Человек, предназначенный к избранию, назначению или приему куда-нибудь.
- Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории.
- В политике и юриспруденции набор правил или норм поведения, который определяет, предписывает или разрешает определённые отношения между людьми, организациями и государством.
- Официальное и торжественное обещание (клятва) в верности.
- Правовое отношение между тем или иным лицом и вещью.
- Подданный какого-нибудь государства.
- Лицо, избираемое народом или сословием в качестве своего представителя на различных собраниях, для переговоров или общественных дел, член законодательного собрания, представитель.
- Судебное лицо, наблюдающее за верным применением и точным исполнением законов и за правильностью решений.
- Условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению тех или иных политических прав.
- Приведение армии из мирного положения в военное.
- Форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений.
Вед.1. Время вышло! Отдайте свои кроссворды жюри, они проверят их. Ребята, а насколько кроссворд показался вам сложным? (ребята отвечают) Возможно из-за того, что он написан юридическим языком. А если бы таким языком описывались сюжеты книг, смогли бы вы их узнать? Давайте проверим. В следующем конкурсе «Истории юриста» мы будем по очереди зачитывать вам описания книг, сделанных юристом, а вы должны угадать название этого произведения. За правильный ответ один балл (зачитываются описания книг и команды отвечают).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- С целью сокрытия семи убийств главный герой хранил улики в запертой комнате. Разоблачение преступника произошло благодаря любопытству его восьмой жертвы (Ш. Перро «Синяя борода»).
Вопрос команде №2.
- Это история одного преступления. Заказчик на почве личной неприязни вынуждает своего подчинённого с особой жестокостью уничтожить одного из членов собственной семьи. Но преступление не было совершенно по причине жалостливости исполнителя. И тогда злодей решает разделаться с беззащитной жертвой сам А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Вед.1. Вопрос команде №1.
- Это история двух детей, один из которых был похищен, увезён в другую страну, заколдован и удерживался взаперти. А второй отправился в полное опасностей путешествие, чтобы отыскать и спасти друга (Г.Х.Андерсен «Снежная королева»).
Вопрос команде №2.
- Эта история о нелёгкой судьбе ребёнка, который жил в приёмной семье. Он подвергался унижениям и нападкам со стороны соседей за то, что что не был похож на окружающих (Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- В небольшом уездном городке власть погрязла в коррупции и казнокрадстве. В ожидании проверяющего чиновники совершают фатальную ошибку (Н.В.Гоголь «Ревизор»).
Вопрос команде №2.
- В этой книге совершён бартерный обмен. Одна из сторон предоставила экземпляр редкой флоры, а другая – обязалась отплатить его своей жизнью или отправить одного из членов семьи на постоянное проживание в место произрастания растения (С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
Вед.1. Вопрос команде №1.
- В этой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Тот устроил самосуд, причинив «должностному» лицу тяжкие телесные повреждения (А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Вопрос команде №2.
- В этом произведении лицо с дурной репутацией под маской милой и обаятельной личности совершило покушение на семерых несовершеннолетних, но было разоблачено и наказано (Братья Гримм «Волк и семеро козлят»).
Вед.2. Вопрос команде №1.
- В этой истории личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц. И лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно (Ш.Перро «Красная Шапочка»).
Вопрос команде №2.
- Однажды двое хитрецов придумали мошенническую схему по отъёму денег у несовершеннолетнего. Когда она не сработала, преступники совершили разбойное нападение, угрожая жизни и здоровью ребёнка (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
Вед.1. Отлично! Вы, ребята, очень внимательные и эрудированные. А ещё мы думаем, что вы всегда уважаете права других людей. Вот только, к сожалению, не все это делают. В конкурсе «Разберитесь в ситуации!» будут показываться отрывки из фильмов, в которых нарушается какая-то Статья из Конституции Республики Беларусь. Ваша задача определить какая Статья нарушена. Вам будут даваться три варианта ответа, а ещё посмотрите, на ваших столах лежат Конституции Республики Беларусь, вы можете ими пользоваться. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. Правильный ответ – один балл. Готовы? Тогда внимание на экран (показываются отрывки из фильмов и команды отвечают).
- Отрывок из телесериала «Хороший доктор» (2017) (увольнение Шона Мерфи – хирурга с аутизмом).
-Статья 25.
-Статья 31.
-Статья 41 (Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда).
- Отрывок из сериала «Слабый герой» (2022) (хулиганы издеваются над главным героем).
-Статья 39.
-Статья 25 (Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом. Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам).
-Статья 27.
- Отрывок из фильма «Тепло наших тел» (2013) (один день из жизни зомби).
-Статья 34.
-Статья 32.
-Статья 24 (Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств).
- Отрывок из трейлера фильма «Там, где раки поют» (2022) (показан несправедливый арест «болотной девочки» Кии Кларк).
-Статья 26 (Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность).
-Статья 34.
-Статья 39.
- Отрывок из трейлера фильма «Тёмное наследие» (2020) (девушка Лорен узнаёт, что ей в наследства от отца достаётся бункер, в котором она обнаруживает скованного цепями заросшего и грязного мужчину).
-Статья 23 (Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц).
-Статья 28.
-Статья 44.
- Отрывок из фильма «Агора» (2009) (спор представителя христианства и представителя язычества).
-Статья 33.
-Статья 31 (Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом).
-Статья 36.
- Отрывок из фильма «Оппенгеймер» (2023) (взрыв атомной бомбы).
-Статья 46 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. Республика Беларусь развивает атомную энергетику в мирных целях, обеспечивает безопасность при производстве и использовании атомной энергии).
-Статья 48.
-Статья 54.
Вед.2. Все молодцы! Впереди вас ждёт финальный этап игры «Битва капитанов». Итак, капитаны обоих команд подойдите к нам. Сейчас мы дадим вам листок с пятью юридическими терминами, которое вы должны ничего не говоря показать жестами и мимикой своей команде, а они должны догадаться, что это за термины и назвать их. Готовы? Начинаем. Капитан команды №1 показывает первым, а затем капитан команды №2. И так по очереди, пока не покажите все пять слов. Каждое отгаданное слово – один балл.
(капитаны команд жестами показывают юридические термины, команды отгадывают)
Слова для капитана команды №1.
Судья, преступник, закон, свобода, иск.
Слова для капитана команды №2.
Адвокат, договор, штраф, арест, наследство.
Вед.1. Какие артистичные у нас оказались капитаны. Поздравляем с успешным выполнением этого сложного задания! Ребята, наша правовая игра подошла к концу. Пора подвести итоги и назвать команду победителей (Жюри подсчитывает баллы и подводит итоги).
/ видеоролик «День Конституции Республики Беларусь» (Могилевский институт МВД Республики Беларусь, 2023)/
В сегодняшней игре победила команда … (называется команда). Вы показали себя настоящими знатоками Конституции Республики Беларусь. И получаете заслуженную награду. А ваша команда … (называется команда) немножко уступила в знаниях нашим победителям, но вы тоже молодцы! (Награждение команд).
Ребята, вы молодое поколение, будущее нашей страны. Хочется верить в то, что вы станете достойными гражданами Республики Беларусь. Будете соблюдать все законы нашего великого государства, уважать его символы и чтить традиции. Мы верим в вас!
Составитель: зам. директора ГУК «Пружанская ЦБС» Алексеева О.В.
Список источников.
- Конституция Республики Беларусь : c изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.. — Минск : Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2022. — 77, [2] с.
- Лысковец, Е. Правовой калейдоскоп : командная игра для 6-7 классов / Елизавета Лысковец, Диана Сумбатян // Читаем. Учимся. Играем. – 2021. — №4. – С. 54 – 58.
- Сараева, С. Чтим традиции, соблюдаем законы : игра / Светлана Сараева // Читаем. Учимся. Играем. – 2019. — №9. – С. 72 – 74.
- Черкашина, Е. Академия юных правоведов : квест для 6-8 классов / Елена Черкашина, Ольга Алексеева // Читаем. Учимся. Играем. – 2020. — №3. – С. 76 – 82.
- Юридический словарь. — Текст : электронный // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь : [сайт]. – URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/informatsionno-analiticheskiy-resurs-yuridicheskoy-terminologii/.