• Чт. Май 2nd, 2024

Пружанская районная библиотека им. М.Засима

ГУК "Пружанская централизованная библиотечная система"

Экономический калейдоскоп

экономико-правовая игра

Скачать сценарий

Вед. С экономикой мы встречаемся везде: в литературе, в кино, в быту, на каждом шагу нашей жизни. Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. И сегодня мы предлагаем вам проверить свои знания и поучаствовать в экономико-правовой игре «Экономический калейдоскоп».

Разбейтесь на две команды и придумайте ей название (ребята делятся на две команды и придумывают название).

Самое время начать игру. И я представляю вам главных экспертов, которые будут заниматься подсчётам баллов (представление жюри).

Подскажите мне, что такое экономика? (команды отвечают)

Впервые термин «экономия» был введён древнегреческим мыслителем Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. В переводе с греческого: oikos – «дом», nomos – «учение». И получается, что экономия – это искусство ведения домашнего хозяйства.

Действительно, экономика учит нас, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым и успешным. Правда, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику, надо научиться применять экономические знания на практике.

Сейчас с помощью нашей игры мы и проверим насколько вы подготовлены к пониманию реальной деловой жизни. Начнём с разминки «Экономическая азбука». Каждой команде предстоит за минуту ответить на десять вопросов. Каждый ответ оценивается в один балл (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы)

Разминка «Экономическая азбука».

Вопросы для 1 команды:

  1. Как называется передача земли, зданий, имущества в наём их хозяином, владельцем на определённый срок за плату? (аренда)
  2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от её деятельности. (акция)
  3. Назовите специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. (банк)
  4. Это слово в переводе с английского языка означает «дело». А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счёт, под свою ответственность. (бизнес)
  5. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. (валюта)
  6. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. (гонорар)
  7. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определённые обязательства. (договор)
  8. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. (импорт)
  9. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товара, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. (инфляция)
  10. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. (квитанция)

Вопросы для 2 команды:

  1. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. (ломбард)
  2. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. (менеджер)
  3. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. (налоги)
  4. Открытое оповещение фирмой возможных покупателей, потребителей производимых и продаваемых ею товаров, и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах этих товаров и услуг. (реклама)
  5. Доход, получаемый владельцем за счёт использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. (рента)
  6. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. (ссуда)
  7. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. (таможня)
  8. Денежные средства в самом широком понимании этого слова – как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. (финансы)
  9. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. (чек)
  10. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (брокер)

С основными экономическими понятиями мы определились. А теперь давайте подумает над тем, нуждается ли экономическая деятельность в правовом регулировании? Насколько нужны обществу законы, касающиеся экономики, торговли, предпринимательства и коммерции? (команды отвечают)

Совершенно верно, чтобы не были ущемлены права покупателя и продавца законы нужны. Некоторые принципы, касающиеся экономической системы Республики Беларусь прописаны в Основном Законе нашей страны. Каком? (команды отвечают)

Верно, в Конституции Республики Беларусь. Сейчас мы с вами вспомним о чём же там говорится. Я буду зачитывать статью Конституции Республики Беларусь, при этом пропуская одно или несколько важных слов. Ваша задача назвать эти слова. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. Каждый ответ оценивается в один балл (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы).

Конкурс «Экономические законы».

  1. … может быть государственной и частной (собственность).
  2. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность … (государства).
  3. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме… (запрещённой законом).
  4. … способствует развитию кооперации (государство).
  5. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах … (человека и общества).
  6. Государство гарантирует всем … возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (равные).
  7. Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в … предприятиями (управлении).
  8. Граждане имеют право на защиту своих … и социальных интересов (экономических).
  9. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на … как наиболее достойный способ самоутверждения человека (труд).
  10. Государство создаёт условия для … занятости населения (полной).
  11. … труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении (принудительный).
  12. Лицам, работающим по найму, гарантируется … доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением (справедливая).
  13. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на … вознаграждение за труд равной ценности (равное).
  14. Трудящиеся имеют право на … (отдых).
  15. Собственность, приобретённая законным способом, защищается … (государством).
  16. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создаёт гарантии возврата … (вкладов).
  17. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и … бюджеты (местные).
  18. Доходы бюджета формируются за счёт …, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений (налогов).
  19. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться … фонды (внебюджетные).
  20. Банковская система Республики Беларусь состоит из … и иных банков (Национального банка Республики Беларусь).

Конкурс «Экономические шифровки».

А теперь попробуйте разобраться в экономических шифровках. Каждой команде по очереди будет показан рисунок, на котором зашифровано 1 экономическое слово. И дано пять вариантов ответа. Надо выбрать правильное. Каждый ответ оценивается в один балл (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы).

Шифровка для 1 команды:

(на рисунке изображены весы).

Положение в экономике, когда между её частями существует равновесие. Как оно называется?

Слова: баланс, доход, ассортимент, прибыль, бюджет.

Шифровка для 2 команды:

(на рисунке изображен недостроенный дом).

Как называется нехватка материальных, трудовых и финансовых ресурсов, товаров массового потребления?

Слова: деньги, аванс, дефицит, амортизация, дотация.

Шифровка для 1 команды:

(на рисунке изображено разбитое зеркало).

Ущерб, причиненный предприятию по независящим от него причинам.

Слова: валюта, инфляция, депрессия, анархия, убытки.

Шифровка для 2 команды:

(на рисунке изображено треснутая копилка, в которую бросают деньги).

Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям. Как они называются?

Слова: кредит, дотация, спонсорство, вклад, субсидия.

Говоря об экономики не стоит забывать о людях, которые посвящают ей всю свою жизнь. Люди, которые выбирают экономическую профессию, прекрасно понимают, что придется отдать своей работе огромное количество времени, сил и знаний.

Какие же экономические профессии были настолько интересны, что о них даже сняли фильмы? Как вы думаете? (команды отвечают)

Видео-викторина «Экономические профессии».

Проверим насколько вы правы, проведя видео-викторину. Каждой команде буде показан отрывок из фильма. Вам нужно будет назвать профессию главного героя и фильм. Максимальная оценка 2 балла (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы).

Отрывок для 1 команды:

/ отрывок из фильма «Волк с Уолл-Стрит» (речь Джордана Белфорта своим сотрудникам) /

Ответ: брокер, «Волк с Уолл-Стрит».

Отрывок для 2 команды:

/ отрывок из фильма «Побег из Шоушенка» (Энди Дюфрейн рассказывает своему другу Эллису Рэддлингу о своей работе для начальника тюрьмы) /

Ответ: банкир, «Побег из Шоушенка».

Отрывок для 1 команды:

/ отрывок из фильма «Маска» (Стенли Ипкисс рассказывает Тине Карлайл о вкладах) /

Ответ: банкир, «Маска».

Отрывок для 2 команды:

/ отрывок из фильма «Большой Стэн» (Стэн пытается продать дом старушке) /

Ответ: риелтор, «Большой Стэн».

Отрывок для 1 команды:

/ отрывок из фильма «Оснаватель» (речь Рэя Крока вначале фильма) /

Ответ: коммиявожёр, «Оснаватель».

Отрывок для 2 команды:

/ отрывок из фильма «Хороший год» (Макс Скиннер на работе) /

Ответ: биржевой трейдер, «Хороший год».

Следующий конкурсы потребует от вас быстроты и смекалки. Качества очень нужные для успешного торговца.

Конкурс «Аз, буки, веди…».

На карточках написаны слоги. Вам нужно составить слова. Команда, опередившая другую в выполнении задания, становится победительницей.

Карточка: Кре, ва, денд, га, век, об, ти, сель, ли, ция, ви, при, за, ди, дит.

Ответы: Вексель, дивиденд, кредит, облигация, приватизация.

Конкурс «Найди антоним».

Будут зачитываться слова, а ваша задача назвать антоним к этому слову. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку. За каждый правильный ответ 1 балл (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы).

Богатство (бедность),

Доход (расход),

Импорт (экспорт),

Наемный рабочий (работодатель),

Накопление (потребление),

Оптовая торговля (розничная торговля),

Спрос (предложение),

Частная собственность (общественная собственность).

А теперь подумайте, без чего не может обойтись любая экономика. Угадайте, что необходимо для покупки сырья, материалов, оборудования, для начисления зарплаты? (команды отвечают) Правильно, деньги. В разное время какие только предметы не служили деньгами: шкуры зверей, зерно, масло, табак, ракушки, слоновая кость и многое другое. Но как быть, если нужно купить товар, который стоит полбыка, а быка у вас то и нет? Или как накопить денег, если в их роли выступают, например, куриные яйца? Поэтому люди и обратились к металлическим предметам, и через некоторое время придумали чеканить монеты.

В настоящее время в каждой стране свои монеты и бумажные деньги. Попробуем же вместе с вами определить в какой стране какие деньги.

Конкурс «Мани, мани…».

Каждой команде будут по очереди зачитываться названия валюты, нужно определить страну (команды отвечают на вопросы и зарабатывают баллы).

  • Рупия (Индия),
  • юань (Китай),
  • злотый (Польша),
  • рубль (Россия, Беларусь),
  • бат (Таиланд),
  • гривна (Украина),
  • доллар (США, Австралия, Канада),
  • йена (Япония),
  • евро (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Эстония),
  • манат (Азербайджан),
  • донг (Вьетнам),
  • лари (Грузия).

Оказывается, на свете столько много видов денег и всё равно чаще всего нам их так не хватает. Интересно, а на что готовы пойти люди, чтобы стать богатым и все их желания исполнялись? Чем пожертвовать? (команды отвечают)

Сейчас мы с вами об этом узнаем на примере известных литературных произведений.

Конкурс «Неудачная сделка».

Вы услышите отрывки из различных художественных произведений. Ваша задача назвать то, что отдаёт главный герой взамен на предлагаемые блага, название произведения и автора. Максимальная оценка 3 балла. Отвечает та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку (команды отвечают и зарабатывают баллы).

  1. «Мефистофель

Оставь заигрывать с тоской своей,

Точащею тебя, как коршун злобный.

Как ни плоха среда, но все подобны,

И человек немыслим без людей.

Я не зову тебя к простолюдинам,

Мы повидней компанию найдем.

Хоть средь чертей я сам не вышел чином,

Найдешь ты пользу в обществе моем.

Давай столкуемся друг с другом,

Чтоб вместе жизни путь пройти.

Благодаря моим услугам

Не будешь ты скучать в пути.

 

Фауст

А что ты требуешь в уплату?

 

Мефистофель

Сочтемся после, время ждет.

 

Фауст

Черт даром для меньшого брата

И пальцем не пошевельнет.

Договоримся, чтоб потом

Не заносить раздора в дом.

 

Мефистофель

Тебе со мною будет здесь удобно,

Я буду исполнять любую блажь.

За это…».

Ответ: Иоганн Гёте «Фауст», душа.

  1. «Он замолчал, а у меня голова шла кругом. Что подумать о таком необычном предложении? «Верно, это сумасшедший», — мелькнуло у меня в голове…

-Сударь, у меня в кармане найдется много всякой всячины, может быть, что-нибудь вас и соблазнит. Для такой бесценной …, как ваша, я ничего не пожалею!..

— Я только прошу, ваша милость, разрешить мне сию минуту, не сходя с места, поднять с земли эту благородную … и спрятать себе в карман; как я это сделаю, моя забота. А взамен в знак признательности я предлагаю вам, сударь, выбрать любое из тех сокровищ, которые я ношу с собой в кармане: подлинную разрыв-траву, корень мандрагоры, пфенниги-перевертыши, талер-добытчик, скатерть-самобранку, принадлежавшую оруженосцам Роланда, чертика в бутылке. Но все это не то, что вам требуется. Хотите волшебную шапку, принадлежавшую Фортунату, совсем новенькую и крепкую, только что из починки? А может быть, волшебный кошелек, такой же, как у Фортуната?

— Давайте кошелек Фортуната! — прервал я его речь, и, как ни был велик мой страх, при этих словах я позабыл обо всем. Голова закружилась, перед глазами засверкало золото…»

Ответ: Адельберт Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля», тень.

  1. «- Дорогой Тим, — начал он, — я хочу предложить тебе столько денег, сколько ты пожелаешь. Я не мог бы выложить их на стол, отсчитать звонкой монетой. Но я могу наградить тебя способностью выигрывать любое пари! Любое!.. Понял?

Тим понуро кивнул, но слушал он очень внимательно.

— Разумеется, не задаром. Все имеет свою цену.

Тим снова кивнул. Потом срывающимся голосом спросил:

 — А что вы за это хотите?

Незнакомец немного помедлил, в раздумье глядя на Тима.

 — Тебя интересует, что я за это хочу? Он растягивал слова, как жевательную резинку. И вдруг слова посыпались скороговоркой —  теперь их едва можно было разобрать:

— Я хочу за это твой …».

Ответ: Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», смех.

  1. «— Оглянитесь, — сказал торговец и, схватив вдруг лампу, направил ее свет на стену, противоположную той, на которой висела картина. — Посмотрите на эту шагреневую кожу, — добавил он.

Молодой человек вскочил с места и с некоторым удивлением обнаружил над своим креслом висевший на стене лоскут шагрени, не больше лисьей шкурки; по необъяснимой на первый взгляд причине кожа эта среди глубокого мрака, царившего в лавке, испускала лучи, столь блестящие, что можно было принять ее за маленькую комету. Юноша с недоверием приблизился к тому, что выдавалось за талисман, способный предохранить его от несчастий, и рассмеялся в душе…

Он поднес лампу к самому талисману, который изнанкою кверху держал молодой человек, и обратил его внимание на знаки, оттиснутые на клеточной ткани этой чудесной кожи

Обладая мною, ты будешь обладать

всем, но … твоя будет принадлежать

мне. Так угодно богу. Желай — и желания

твои будут исполнены. Но соразмеряй

свои желания со своей

…. Она — здесь. При

каждом желании я буду

убывать, как твои ….

Хочешь владеть мною?

Бери. Бог тебя

услышит.

Да будет

так!..».

Ответ: Оноре де Бальзак «Шагреневая кожа», жизнь.

Ребята, на этом наша игра заканчивается и, пока наше жюри подводит итоги, хочется вам напомнить несколько правил, которые помогут вам не страдать от недостатка денег в будущем:

(Жюри подводит итоги игры)

  • Не стыдитесь вести денежные подсчёты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах.
  • Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело.
  • Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах.
  • Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание.
  • Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть.
  • Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.

Но главное, чем бы вы ни занимались в будущем, знайте, что по-настоящему ценные вещи невозможно купить ни за какие деньги! Деньги сами по себе не делают человека несчастным или счастливым, всё определяет отношение к ним человека. Ведь не зря говорят: «Деньги – очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник». А сейчас слово нашему жюри.

(Жюри оглашает итоги игры и награждается команда-победительница)

Составитель: заместитель директора ГУК «Пружанская ЦБС» Кумакова О.В.

Источники.

  1. Бальзак, О. Шагреневая кожа :  роман /  Оноре де Бальзак. — Минск :  Вышэйшая школа, 1980. – 240 с.
  2. Гёте, И.В. Фауст : трагедия / И.В. Гёте ; пер. Н.А. Холодковского. – Минск : Народная асвета, 1971. – 286 с. : ил.
  3. Еврозона [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org.
  4. Интересное о бизнесе : сценарий игры // В зеркале экономики / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2012. – С. 112 – 119.
  5. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь 1994 года (са змяненнямі і дапаўненнямі) : прынята на рэспубліканскіх рэферэндумах 24 лістапада 1996 года і 17 кастрычніка 2004 года : на беларускай, рускай мовах. – Мінск : Беларусь, 2006. – 160 с.
  6. Крюс, Дж. Тим Талер, или Проданный смех [Электронный ресурс] / Джеймс Крюс. – Режим доступа : http://lib.ru.
  7. Ломако, А.Ю. Конституционно-правовое регулирование экономических отношений в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / А.Ю. Ломако. – Режим доступа : http://edoc.bseu.by.
  8. Мичурина, Н.А. Юный экономист : обзор-игра / Н.А. Мичурина // Копейка рубль бережёт / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2009. – С. 50 – 60.
  9. Название денег в разных странах мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://travel72.ru.
  10. Оношко, Н. Экономическая азбука / Н. Оношко // В зеркале экономики / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2012. – С. 93 – 99.
  11. Панкратов, С.В. Дороже серебра и злата : игровая программа по сказочной повести Дж. Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» / С.В Панкратов // Копейка рубль бережёт / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2009. – С. 61 – 73.
  12. Поле чудес на тему «Экономика» : конкурс на лучшего знатока экономических терминов и пословиц // В стране экономика / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2001. – С. 30 – 42.
  13. Шамиссо, А. Удивительная история Петера Шлемиля : повесть [Электронный ресурс] / Адельберт Шамиссо. – Режим доступа : https://www.litmir.me.

Поделиться новостью: